«Канада» Ричарда Форда. Не давайте «ребёнку» пистолет!

Шестидесятый год, Америка. Родители пятнадцатилетних близнецов грабят банк. Они не были похожи на тех, кто обыкновенно грабит банки. А, собственно, на кого похож прирождённый грабитель банков? И не написано ли на лице убийцы, что он убийца?

Череда всё более страшных преступлений, в которую косвенно оказывается вовлечён пятнадцатилетний неиспорченный подросток, мечтающий ходить в школу, играть в шахматы, разводить пчёл и терпеливо сносящий издевательства сестры. Он много думает и мало говорит. Он любит своих родителей и учится принимать реальность такой, какова она есть, учится отказываться от чего-то, чтобы сохранить себя.

«Канада» — книга о том, как разрушилась семейная жизнь из-за инфантильности главы семейства.

Похоже, Ричард Форд любит инфантильных героев. Его главный герой нескольких книг (не «Канады») также выросший инфантил. Они не могут приспособиться к конкурентному миру, они совершают преступления или просто безнравственные поступки, они скрываются от реальности внутрь себя. Собственно и слово «Канада» стало уже понятием, означающим бегство, эскапизм.

Роман «Канада» — это анализ внутреннего мира и монолог подростка во время разворачивающейся катастрофы, когда кажется, что рушится мир. Ричард Форд умеет писать неспешно. Он заранее предупреждает о чём придётся попереживать, и медленно подводит к этому событию, сгущая краски до полной тьмы. Он предупреждает заранее также о чём переживать не придётся, например, когда наш подросток, Делл, небезосновательно опасается изнасилования невполне адекватным взрослым, Автор милостиво сообщает читателям, что этого с ним не произойдёт, и можно спокойно читать дальше. В-общем, главному герою, подростку Деллу, укрыться от неприятностей в Канаде 1960-го года не очень-то получилось. Он там повзрослел. А вот отец Делла повзрослеть так и не смог, и в какой-то своей, внутренней Канаде находится именно он, и ещё некоторые другие герои этой книги, прячутся в своих мечтах и представлениях о жизни. Вывод книги: Не давайте ребёнку пистолет, особенно если «ребёнок» — взрослый, а пистолет заряженный. Книга раскрывает способность инфантильного человека в щепки разрушить мир вокруг себя — свой мир, мир своей семьи, мир других людей.

«Канада» напомнила мне сразу две классические книги: «Преступление и наказание» и «Приключения Гекельберри Финна», но конечно, она существует совершенно самостоятельно и не повторяет их. Какой он, путь хорошего, обаятельного человека к преступлению? А если человек преступления ещё не совершил, но готов совершить его — он уже преступник или нет? Только ли необходимость толкает человека на преступление? Можно ли разглядеть «печать» на лице убийцы? В какой момент свидетель преступления может стать его соучастником?

В романе два преступника (в действительности — больше, но основных — два). Оба пользуются пистолетами, оба так или иначе — убийцы. Они сильно отличаются, и эти различия между ними очень важны. Может быть так отличается пропащая душа, от той, для которой ещё существует надежда. Любит Ричард Форд покопаться в душе человеческой, очень любит. Но и события, или можно так сказать «приключения» в «Канаде» на уровне. Хотя, я воспринимаю эту книгу всё-же неспешным размышлением, она затянула в себя, в глубины человеческой души, и позволила пожить там «внутри». А заодно и увидеть, что, пожалуй, мои проблемы не так уж сложны. И моя семья также зависит от тех решений, которые принимаю я, от моего выбора. Что может быть моей пятиминуткой славы, что может заполнить мои внутренние пустоты?

Несомненно, «Канада» — великий американский роман. Несомненно, он будет интересен не всем. Это не гангстерская история, не приключения, Ричард Форд — это такой современный Достоевский, который рассказывает больше о психологии преступника, чем о преступлении, впрочем, и о преступлении тоже. И о наказании, конечно.