«Отцы и дети» в ста шестидесяти трёх годах американской истории. Конфликт поколений, нефть, команчи, война, секс и деньги.

Из аннотации на обложке: «Одно лишь слово — потрясающе» — Нет, одним словом восторженная рецензент обойтись не смогла, и продолжает: «Эта книга войдёт в список Великих Американских Романов» — Вот так, с большой буквы она и написала: «Великих Американских Романов» — «Она заслуживает того, чтобы её назвали «шедевр». Конец цитаты, разорванной в клочья моими комментариями.

И ведь я абсолютно с этим согласен. Книга — действительно шедевр, и действительно Великий Американский роман. Он большой, разноплановый, в нём мощно раскрытые характеры и переживания, в нём глубокие человеческие драмы, взаимоотношения, бизнес и быт. У команчей я как-будто сам побывал. Но читать его было трудно. И я надолго прерывался, самый большой перерыв длился более чем пол-года, но я знал, что вернусь и дочитаю его. К счастью, роман устроен так, что его можно читать рывками, с перерывами.

«Сын» Майера — это американская сага, рассказывающая о жизни и смертях шести поколений американцев с середины девятнадцатого века по 2012 год. Каждый персонаж рассказывает свою историю своим языком. Полковник, Илай МакКаллоу, рассказывает от своего лица, что видит, чувствует и думает — о том говорит. Мы проживаем с ним его историю от подросткового до вполне солидного возраста. Потом он ещё будет встречаться нам в описаниях его сына и правнучки уже пожилым человеком. Его сын, Питер МакКаллоу ведёт дневник, и мы будем с ним лишь на протяжении одного года его жизни — 1917. Правнучка Полковника будет возглавлять нефтедобывающую империю, и мы увидим её пожилой «железной» леди, жизнь которой заканчивается в самом начале романа и откатывается к её детству в середине. Так мы и будем сопровождать сразу всех их — взрослеющего в середине девятнадцатого века Илая, разгребающего свои психологические и семейные проблемы в 1917-м Питера (сына), и вспоминающую перед смертью в 2012-м всю свою жизнь Джинни (правнучку). Ещё нам встретятся другие члены этого, а также враждебного ему семейства соседей (не знаю, как назвать тех «заклятых друзей», в которых стреляли и влюблялись МакКаллоу). Мы познакомимся с большим количеством испанских и индейских слов, с индейским бытом, часто жестоким, часто отталкивающим, но очень «природным», естественным. И очень жесток и отвратителен также мир белого человека, этой жестокости мы также насмотримся сполна.

Не совсем понятно, почему роман называется «Сын», но если учесть, что название «Отцы и дети» уже занято русским классиком, то пусть уже будет хотя-бы «Сын». Кто этот «заглавный «Сын»? «Сын индейского племени» Илай МакКаллоу, сын Илая — Питер, переживающий ценностный и этический конфликт со своим отцом, ещё некий «сын», а точнее потомок вражеско-родственного клана, о котором становится известно в конце? Я так этого и не понял. Да и не важно. Отцы и дети.

Роман о взаимоотношениях и различиях поколений, о том, как меняются люди, и как прошлое возвращается через годы, возможно в жизни других поколений, возвращается чтобы закончить кое-какие свои дела и взыскать кое-какие долги. Роман о жестокости и человечности и как перепутывается это всё в человеческой жизни.
Читать его трудно. Линии повествования переплетаются и поначалу очень помогает генеалогическое древо, с которого и начинается эта сага.

Жизнь Илая среди индейцев полна захватывающих приключений, и потом среди белых, и всё так же — приключения, перестрелки и секс, всё очень динамично. Бизнес-тема такая основательная, с тяжкими бизнесовыми размышлениями. Дневники меланхоличного Питера — мучительный психологический самоанализ. И как-то всё это сведено в один том, и перемешано. К середине романа привыкаешь.

Могу сказать, что погружение для меня состоялось. Во все жизни и на серьёзную глубину. И ощущение того, что читаю «Великий Американский Роман» присутствовало даже когда я закрывал этот внушительный томик и решал отдохнуть пока от него. Отдохнуть, но потом обязательно вернуться, чтобы попытаться вобрать в себя эту огромную историю огромной страны.