Анабаптизм

Введение

Слово “анабаптист” значит “перекрещенец”, хотя оно не совсем точно, так как анабаптисты настаивали не на перекрещении и не на повторном крещении, а на крещении сознательном, являющемся свидетельством личной веры и личного выбора следовать за Христом.

Анабаптизм является предшественником баптизма, и отличает его от последнего непроработанность учения о возрождении и спасении и форма обряда – анабаптисты крестили обливанием. Это движение зародилось в 16 веке вместе с Лютеранской и Цвинглианской Реформацией, но не получил поддержки от этих великих реформаторов, а также от Кальвина, действовавшего чуть позднее. Таким образом, анабаптизм, еще называемый “радикальным крылом Реформации” был в оппозиции как католицизму, так и к так называемой “Магистерской Реформации”, опиравшейся на поддержку князей и магистратур.

Анабаптизм интересен русскому баптисту своей героической и неоднозначной историей, в чем-то похожей на историю русского баптизма, своими идеалами пацифизма и неучастия в государственной жизни, народным характером своего движения. Так же как и русский баптизм, анабаптизм не имел развитого богословия и готовой модели церковного устройства, был разнороден и претендовал на уникальность, требовал от последователей личной посвященности и самоотверженности.

  1. Появление анабаптизма

Прежде чем рассказать о зарождении анабаптистского движения, мы опишем место и время его появления.

1.1 Реформация в Цюрихе

Реформирование церковной жизни Цюриха проходило благодаря проповеди и воззрениям цюрихского священника Ульриха Цвингли с одной стороны и поддержке его реформ городскими властями – с другой. Цвингли был влиятельным проповедником, когда убедил городской совет изгнать из города продавца индульгенций. После он выступил против военной поддержки короля Франциска, союзника Папы римского, но окончательный разрыв с Римом последовал после отказа прихожан церкви Цвингли соблюдать пост. Городской совет устроил диспут между Цвингли и представителем епископа. После того, как представитель епископа не смог (или не захотел) опровергнуть утверждений Цвингли, подтверждаемых Библией, городской совет поддержал его реформы [1, c. 48-50] . В 1523 г. Цвингли убедил Цюрихский Совет принять постановление о том, чтобы все проповедники в кантоне учили только тому, что содержится в Писании. Позиция Цвингли, в отличие от позиции Лютера в отношении Писания и жизни заключалась в том, чтобы отвергать все, что не подтверждается Писанием [1, c. 49].

Цвингли сомневался в необходимости крещения детей до 1524 г. Вместе с Конрадом Гребелем он входил в кружок изучения Библии. Гребель пытался влиять на Цвингли с тем, чтобы уничтожить систему государственной церкви и “пришел в отчаянье, когда Цвингли стал проводить реформу, основываясь на результатах голосования в Цюрихскоом Совете” [2, c. 32].

“В начале анабаптисты были последователями Цвингли, находясь под влиянием его учения о том, что крещение младенцев не является библейским правилом” [2, c. 33]. Однако, крещение по вере было политически не выгодным убеждением, так как Цвингли наверняка утратил бы поддержку городского совета и влиятельных горожан, чья принадлежность христианской Церкви была бы поставлена под сомнение и потребовала бы особого подтверждения. Так же планам постепенной “Реформации сверху” угрожала позиция некоторых радикальных верующих, осуждавших ростовщичество как кражу, угнетение бедных богатыми как убийство, и войну – как массовое убийство [2, c. 34].

21 января 1525 г. Конрад Гребель крестил бывшего монаха Георга Блаурока в фонтане на площади Цюриха [1, c. 54]. В течение четырех с половиной лет Блаурок крестил более тысячи обращенных [2, c. 33].

Вильгельм Рейблин был первым в Цюрихе женившимся священником. Благодаря его деятельности в анабаптизм пришел выдающийся лидер и проповедник Валтасар Губмайер [2, c. 33].

С момента зарождения и до практически полного исстребления, в Цюрихском кантоне существовало семьдесят анабаптистских организаций [2, c. 35].

1.2 Гонения на анабаптистов в Цюрихе

Сперва Цвингли пытался дискутировать с анабаптистами, однако, публичные дискуссии только добавляли анабаптистам приверженцев. Тогда, между 1524 и 1527 годом крещенные по вере христиане подверглись штрафам, а совершение крещений было запрещено под угрозой изгнания. Многие подверглись тюремному заключению. 30 октября 1526 года был обезглавлен Конрад Гребель, 16 декабря 1527 года Цюрихский Совет начал расследование по выявлению и казни анабаптистских лидеров, в результате чего были утоплены Манц, Яков Фальк и Генрих Рейман,
6 сентября 1529 года был сожжен Блаурок. К 1535 году анабаптистское движение в Цюрихе было практически полностью подавлено [2, c. 33, 35].

Преследования анабаптистов в Германии

2.1 Революционный анабаптизм.

В Германии анабаптистами часто называли радикалов, многие из которых анабаптистами и не были. К анабаптистам причисляли и таких деятелей как Николай Шторх, Маркус Штюбнер, Маркус Томэ и Томас Мюнцер – так называемых “Цвиккауских пророков”, что, несомненно, вредило репутации анабаптизма [2, c. 35-36].

Мартин Лютер был радикален в вопросе спасения верой, но в вопросах, которые считал второстепенными, он шел на компромисс и призывал к терпимости. Так, он не призывал удалять культовые предметы из храмов, оставил многие элементы католического богослужения придав им новый внутренний смысл. В то же время, многие желали более решительных действий. Андреас Карлштадт и Габриэль Цвиллинг проповедовали против икон, мессы, монастырей и исповеди. Под влиянием их речей толпы совершали набеги на церкви и часовни [4, c. 229]. 13 декабря 1521 года доктор теологии Иоганн Дельш писал курфюрсту, что в городе “повсюду можно услышать о том, что князьям и господам никто не обязан подчиняться. Все христиане должны быть равными, а все вещи – общими”[5, c. 276]. 24 марта 1524 года под влиянием проповедей Мюнцера была разрушена часовня женского монастыря Наундорф .

Из Цвикау в Виттенберг прибыли Николас Шторх, Томас Дрексель и Марк Томе (Штюбнер), проповедовавшие близость Страшного Суда, коммунистические идеи и крещение по вере. “В отличие от Лютера, который превозносил авторитет Библии, “пророки” отстаивали идею непосредственного Божественного откровения. Марк Томе заявлял Меланхтону, что он и Шторх наяву разговаривают с Богом” [5, c. 283]. Томас Мюнцер развивает учение о Духе как о непосредственном Божественном откровении и о революционном преобразовании не только в Церкви, но и в обществе[5, c. 305]. Первые две из знаменитых “Двенадцати статей” — манифеста Крестьянской войны были посвящены праву самостоятельно избирать и смещать общиной своих проповедников и обеспечивать их за счет “большой десятины” [5, c. 317]. Таких же взглядов придерживались и общины крещенных по вере. Однако в разделе “Анабаптистское наследие” сборника “История баптизма” утверждается, что хотя такие люди как Мюнцер и Николай Шторх и отрицали, что крещение младенцев является библейским обрядом, они, тем не менее практиковали его, и нет сведений, что кто-либо из них принял повторное крещение или повторно крестил верующих [2, c. 41].

Ганс Хут может быть назван одним из самых значительных деятелей анабаптизма – он привел к вере (или к крещению) больше людей, чем все остальные проповедники анабаптизма вместе взятые. В отличие от “швейцарских братьев”, он проповедовал скорое пришествие Христа – в Пятидесятницу 1528 года. Далее, страдание для него было неотъемлемой частью жизни, и даже средством спасения христианина, и в-третьих – он требовал обобществления имущества христиан [6, c. 192].

В январе 1534 года Ян Мэтис, провозгласивший себя пророком Енохом послал своих эмиссаров в Мюнстер, чтобы объявить о приближении Тысячелетнего царства, в котором крещенные будут жить общинной жизнью без законов, магистратов и брака. К этому времени в Мюнстере было уже достаточно много анабаптистов. Они приняли эмиссаров – Иоганна Бокельсона (Лейденского) и Герта фон Клостера, после чего эти люди возглавили анабаптистское движение в городе. Анабаптисты стекались в город, и Мэтис объявил, что Мюнстер станет “Новым Иерусалимом”. После гибели Мэтиса во время вылазки власть в городе взял Иоганн Лейденский, объявивший себя королем, учредивший многоженство и убивавший всех, кто противился его нововведениям. После года диктатуры оставшиеся в живых горожане были перебиты осаждавшими город войсками. Успешное подавление Мюнстерского восстания было как-бы сигналом к усилению преследований анабаптистов по всей Европе. Филипп Гесенский, возможно, был единственным правителем, который проводил различие между фанатиками и теми, кто отрицая детокрещение не призывал к восстанию [2, c. 43-44]. Впоследствии, Графиня Анна и польский вельможа Ян Ласицкий также не преследовали умеренных анабаптистов [2, c. 45].

Хусто Гонсалес утверждает, что мученической смертью погибло, возможно больше верующих, чем за три столетия гонений до эпохи Константина [1, c. 55].

2.2 Анабаптизм и магистерские реформаторы

Мы уже рассмотрели позицию Цвингли в отношении анабаптизма. Надо сказать, что равным образом анабаптизм был невыгоден Лютеру и Кальвину, также опиравшимся на поддержку светской власти. Прежде всего Кальвин и Лютер обличают людей претендующих на особые откровения от Бога, и отвергающих необходимость следовать Писаниюю. В ответ на это Кальвин пишет, что они не избегнут за это Божьей кары. “Дух Божий, — пишет Кальвин, — настолько неразрывно сопряжен с истиной Писания, что полностью являет Свою силу лишь тогда, когда Слово Божье принимается с подобающим благоговением” [7, т.1, c. 87-88]. К сожалению, эти слова относились ко многим анабаптистам, хотя и не только к ним.

Кальвин пытается доказать, что крещение младенцев является библейским установлением. Во-первых он показывает, что внутренний смысл крещения – это образ прощения грехов, смерти нашей плоти и воскресения со Христом, оно является также печатью, удостоверяющей нашу принадлежность Богу перед людьми. После этих абсолютно правильных утверждений, он сравнивает ветхозаветное обрезание с крещением и выводит их подобие. “Отсюда видно, — говорит он, — что крещение и обрезание состоят в отношении переемственности”[7, т.3, c. 313-315]. “Данный младенцам знак есть печать, которая подтверждает и как-бы удостоверяет обетования Господа распространить свое милосердие не только на самих верующих, но и на их потомство до тысячи родов” [7, т.3, c. 319].

Для Мартина Лютера отказ от детского крещения – это отказ от благодати в пользу спасения по делам: “В Крещении заключено обетование о спасении (Марк 16:16): “Кто будет веровать…” и т.д. Если кто-то здесь отрицает – как духовные фанатики делают в наши дни, — что праведность и спасение даруются младенцу, как только его крестят, если кто-то избегает этого обетования, утверждая, что оно становится действенным тогда, когда человек достигает рзумного возраста и способен совершать добрые дела и получать то, что учреждено в обетовании, творя добрые дела; если кто-то утверждает, что Крещение – это не знамение воли Божией по отношению к нам, но всего лишь “отметина”, которая отличает верующих от неверующих, — то такой человек полностью лишае Крещение спасения и приписывает это спасение делам” [8, с. 279].

3. Менонитство

Менно Симонс, на обращение в анабаптизм которого повлияли размышления о таинствах, тайные встречи с анабаптистами и казнь его брата – анабаптиста, в 1537 году принял предложение возглавить умеренных анабаптистов. У него было желание освободить анабаптистов от фанатизма Иоганна Лейденского. Он настаивал на непротивлении злу при любых обстоятельствах. Он не был родоначальником нового учения, а просто организовал тех, кто уже исповедовал анабаптистские взгляды. После мюнстерского восстания анабаптисты стремились освободиться от своего прежнего имени, а назывались просто “братьями”. Со временем, в благодарность Менно Симонсу они стали называть себя “менонитами” [2, с. 47]. Однако, строгость Менно привела к разделениям в рядах менонитов на основе отношения к вопросам дисциплины.

Наибольшее число менонитов обосновалось в Нидерландах.

Основная отличительна особенность менонитов – это пацифизм и неучастие в политической и государственной жизни. Менониты отказываются от службы в армии и от принятия присяги и клятвы.

4. Богословие анабаптизма

Из-за разнородности анабаптизма мы не можем говорить о едином анабаптистском богословии. К тому же анабаптисты были озабочены проблемой выживания и сохранения идентичности, которая выражалась в достаточно простых положениях – Церковь состоит из людей, осознанно засвидетельствовавших свою веру. Блтазар Губмайер выразил свои убеждения в трех великих принципах:

        1. главенство Писания;

        2. религиозная свобода;

        3. крещение верующих [2, с. 39].

Лидеров анабаптизма волновал вопрос – как остаться верными Богу, и их богословие было преимущественно практическим.

Себастиан Франк писал: “Насколько можно видеть, они не учат ни о чем другом, как только о любви, вере и кресте. Они совместно преломляют хлеб в знак единства и любви. Они помогают друг другу взаимной поддержкой в вере, дают в долг и дарят, и они учат, что все имущество должно быть общим” [6, с. 197]. Для анабаптистов спасение неразрывно связано с плодами веры, и даже зависит от них: “То, что человек следует заповедям Христа, только это спасает его” — Петр Вальпот, 1577 г., “Вера должна иметь плоды, иначе это – лицемерная вера. Если кто отделяется от греха, тот может быть уверен в спасении. Крещение означает, что человек мертв для греха и ходит в обновленной жизни. Таковой обязательно спасется, ибо в соответствии с этой мыслью, внутренним крещением он живет верой” — Конрад Гребель, 1524 г., “Кровь Христа очищает человека только тогда, когда он находится в общении, только в церкви имеются все необходимые условия для восстановления образа Божия в человеке” И самое главное в практике жизни и веры анабаптиста – это понимание того, что “без креста Бог не может спасти меня”
[6, с. 197 -198].

Характерно, что Дортрехское вероисповедание менонитов 1632 года ничего не говорит ни о божественной природе, ни о божественной и человеческой природах Христа. Учение о Священном Писании исчерпывается тем, что Христос “учредил Свой Новый Завет, и с тех пор он должен быть и оставаться Заветом вечным, который Он утвердил и скрепил Своею собственной драгоценной кровью, и дал и оставил его Своим ученикам, да, столь повелительно заповедав его им, что ни люди, ни ангелы не могут изменить его, не могут ни изъять от него, ни прибавить к нему”. А учение о спасении выражается в следующем: “мы должны идти к Богу с искренним сердцем и полною верою и веровать в Иисуса Христа, как о Нем говорят и свидетельствуют Писания. Благодаря этой вере, мы получаем прощение своих грехов, становимся освященными, искупленными детьми Божьими; более того, становимся участниками Его помыслов, сущности и образа, поскольку мы рождаемся заново в Боге, благодаря Его нетленному семени свыше” [9].

Заключение

Авторы сборника “История баптизма” утверждают, что только некоторых анабаптистов можно признать духовными предшественниками баптизма. Действительно, вряд-ли предшественниками баптизма можно назвать “духовных фанатиков”, предвещавших скорый приход Христа в конкретное время и в конкретном месте, принижавших авторитет Библии в пользу непосредственного откровения. Даже доктрина о сознательном крещении не столь важна, как учение о возрождении. Современные баптисты или занимают активную социальную позицию в обществе, или же, благодаря своим лидерам, стремятся научиться этому. Они осознают право человека на собственность и не разделяют коммунистических идей.

Однако баптизм – по настоящему народное исповедание веры, фундаментальными ценностями которого является право человека и общины на самостоятельный выбор, и личная ответственность каждого перед Богом. И в этом отношении баптист назовет своими предшественниками людей, отдававших жизни за эти ценности.

Список используемой литературы

1.Хусто Л. Гонсалес. История христианства. Том 2. От эпохи Реформации до нашего времени. “Библия для всех”, Спб, 2002 г.

 

2. История Баптизма, сборник, вып.1. ОБС “Богомыслие”, 1996 г.

 

3. Алистер Маграт. Богословская мысль Реформации,ОБС “Богомыслие”, 1994 г.

 

4. И.И. Гарин. “Лютер”. Харьков, “Фолио”, 1994 г.

 

5. Ю.А. Голубкин. “Из любви к истине” Историко-биографический очерк в книге Избранных произведений Мартина Лютера “Время молчания прошло”. Харьков, “Око”, 1994 г.

 

6. П.Д. Савченко. Сравнительное богословие. СЕО, ФРГ, 1991 г.

 

7. Жан Кальвин. “Наставление в христианской вере”

 

8. Мартин Лютер. “Лекции по Посланию к Галатам”

 

9. “Восемнадцать положений вероучения” — Дортрехское вероисповедание менонитов 1632 года, с сайта http://www.e-menno.org