В моей жизни победы это…
Обычно я готовлюсь к проповеди до трёх ночи. Проповедую в церкви и возвращаюсь домой сильно уставший и довольный выполненной работой. Записываю подкасты, к которым подготавливаюсь достаточно тщательно, также как и к проповеди. Непростыми усилиями распределяю время между служением в церкви и работой. Но я не чувствую, что это действительно победы. Это как-то настолько естественно именно для меня, в моих обстоятельствах, что хотя достаётся всё это большим трудом – оно не воспринимается как прорыв. Размышляя об этом, я стал лучше понимать речь Иисуса Христа к апостолам, слова, которые раньше меня возмущали: (Лк 17:10): Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: „Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать“»
Христианство уникально в том числе и потому, что Своим последователям Христос даёт уникальные дары. Эти дары в чём-то сродни призванию. А вот что такое призвание? – Это такая способность делать что-то или понимать что-то лучше других. Может быть не лучше всех, но по крайней мере – делать что-то действительно хорошо, и со временем стать в этом экспертом. И это способность, налагающая на человека ответственность.
Она требует от человека уделять ей время, развивать её и делать что-то исходя из призвания не ради личной выгоды. В-общем это такое добровольное рабство. Добровольное – потому что от призвания можно отказаться и предать его, рабство – потому что оно заставляет человека делать что-то вопреки выгоде и комфорту. А взамен оно даёт интересно и ненапрасно проживаемую жизнь, а это дорогого стоит.
Примерно так же – с духовными дарами. Это что-то наложенное свыше, становящееся обязанностью и ответственностью, требующее времени и развития. В духовных дарах необходимо развиваться, они не гарантируют от ошибок и не являются подтверждением непогрешимости. Но в служении Богу важно не то, что мы могли бы сами сделать для Него, а то, что мы делаем для Него вместе с Ним. И в этом труде уже содержится награда.
Духовный дар так преображает личность одарённого им человека, что поступать в соответствии с даром становится естественно. Это такое духовное призвание, и я почти не чувствую необходимости делать в церкви что-то ещё – вне осознанных мной духовных даров.
Когда в церковь приходят новые люди… да и «старые» тоже, ведь эта тема продолжает волновать многих – люди чувствуют необходимость что-то делать и не могут понять, что конкретно, люди хотят быть полезными, и читают в Библии о необходимости служить Богу, и у них возникает потребность разобраться в духовных дарах, о которых, кстати, говорится в Библии в четырёх местах: 1Пт 4:10-11, 1Кор 12, 13 и 14 главы, Еф 4:7-16 и Рим 12:6-8. Помимо этого, служение Богу духовными дарами упоминается и в других текстах, например 1Тим 4:14 и 2 Тим 1:6. То есть это важно. Но как это делать? Особенно, понимая, что это не зависит от нас, а даруется Богом? И христианин оказывается перед необходимостью поиска, распознания своего духовного дара.
У меня есть несколько идей о том, как можно распознать свой духовный дар.
Идея первая. Прежде всего нужно стать последователем Иисуса Христа. В действительности очень важно не просто интересоваться вопросами веры, не просто посещать церковь или выполнять ещё какие-нибудь духовно важные дела – молиться, читать Библию, поступать правильно и избегать греховного поведения. Всё это важно, но это приводит человека к осознанию диссонанса между собственной греховностью и Божьей святостью. Когда-то нужно встать на молитву и серьёзно поговорить об этом с Богом. Признаться себе самому и Богу, что не получается жить как написано в Библии, что многое уже сделано неправильно, что многое в жизни разломано и по отношению ко многим людям, и по отношению к собственной совести и, соответственно, по отношению к Богу накопилось много вины. С этой виной нужно что-то делать, и в Библии говорится, что распятие Иисуса Христа, Сына Божьего на кресте и стало искуплением этой вины. Я не смогу этого объяснить. Есть одна возможность – лично встать на молитву, поговорить об этом с Богом, своими словами, и в процессе молитвы это понять. Вообще, в процессе молитвы становится понятно очень многое, и вопрос искупления – в первую очередь. В этом просто надо быть очень настойчивым.
Идея вторая. Став последователем Иисуса Христа, нужно найти в себе желание что-то делать для Него. И возможно, это «что-то» может преобразиться в «что-то конкретное». Духовный дар, также как и призвание может проявляться в чувстве личной ответственности за что-то, в чувстве переживания о каком-то деле, в чувстве причастности к каким-то задачам, которые ставит перед нами Библия и сама жизнь. Этой ответственностью ни в коем случае нельзя пренебрегать, нужно попробовать делать.
Идея третья. Если Бог дал тебе духовный дар – Он даст тебе возможность опробовать его в действии, и при том неоднократно. Так сложатся обстоятельства, что тебе прийдется это делать. Если это именно твой дар – это не застрахует тебя от ошибок и сомнений, но продолжая делать то, к чему ты призван, ты будешь всё более хорошо понимать то, что делаешь. И будешь ощущать важность этого дела.
Идея четвёртая. Тебе начнёт казаться, что именно это дело (которое ты делаешь в соответствии со своим духовным даром) важнее многих других дел и служений. Душепопечители считают важнейшим личное созидание и внутренний рост христианина, выстраивание взаимоотношений, подотчётность, освобождение от каких-то внутренних, скрытых грехов и комплексов, проповедники – превозносят важность церковной проповеди, лидеры, руководители – достижение церковью целей, её развитие, проявляющееся в конкретных показателях, миссионеры-благовестники – те вообще считают своё служение важнейшим и обязательным для всех христиан. И это – нормально, лишь бы не подрались, выясняя, чей труд важнее. В-общем, что-то тебе может казаться наиболее важным. Приглядись, не является ли это твоим духовным даром?
Я знал одного библиотекаря «от Бога». У него были грехи и проблемы. Но он знал одно: «Библиотека – это лицо церкви». И он знал, как наладить работу библиотеки в церкви. Он знал как вести формуляры, как организовать книги по тематике, он познакомился с директорами христианских издательств, он приводил библиотеку в образцовый порядок и находил интересные книги. Он выбивал деньги из пресвитеров на развитие библиотеки. В церкви где он организовывал и вёл библиотеку люди начинали читать. Это не было его специальностью, и не было его увлечением. Если это не духовный дар, то я не знаю, что это такое.
Идея пятая. Важно, что духовный дар даётся для созидания церкви. Ты можешь быть таким-разэдаким чудотворцем, но если это не созидает церковь – вряд-ли это духовный дар. И поэтому духовный дар должен быть принят церковной общиной. Если церковь не принимает это служение от тебя – может быть это не твой духовный дар, или это не твоя церковь.
Ну а всё-же, что по поводу побед? С чего начался этот разговор, с побед, которыми не воспринимаются достижения в рамках уже какой-то установившейся деятельности. Пожалуй, если мне уже нравится это делать, если у меня получается, если Бог даёт поддержку и силы в служении к которому Он меня (или тебя) предназначил, то победой можно назвать только всю жизнь, сохранившую верность этому призванию. А конкретные успехи и преодоление текущих трудностей итак содержат в себе определённую награду.
Но вот делать что-то не совсем понятное для меня, почувствовать личную ответственность за дело, которое ещё не понимаешь как сделать, начать что-то пугающее своей новизной и неопределённостью – это, пожалуй победа. И пожертвовать чем-то существенным ради успеха в деле к которому призван, и увидеть успех (ох, как не сразу это происходит!) – это пожалуй тоже победа. Это также может оказаться обретением нового духовного дара. И здесь ещё вот что важно: я хочу увидеть свою победу или победу Божью? Я сам добиваюсь, чтобы отметить личное достижение, или мне важно, чтобы Бог добился Своей цели в том, что входит в круг моих интересов, контактов и дел? Так вот, если это дело Божие, то можно увидеть победу и пережить её в своей жизни, даже претерпев какие-то поражения. А если это дело только моё – то можно прийти к такому разочарованию, что лучше не надо.
Вот так. Побед тебе, дорогой читатель, и духовных даров.
Живу 43 года. Со своей стороны замечаю, что умею много всего, но ни как профессионал, как говориться: «всего по чуть-чуть». А хотелось бы как профессионал, но что нибудь одно. А ещё замечаю, то что умею — не хочу, а чего не умею — того хочется. Это я просто в размышлениях.
Поиск своих целей, своего призвания и даров – не простое дело. Но я думаю, что обретение своего призвания и даров и жизнь в соответствии с ними – это настоящее земное счастье. Есть смысл озадачиться этим серьёзно. Я знаю, что Бог любит настойчивых.