В этой книге нет почти ничего такого, что происходит обычно в романах. И даже то, что в декорациях здесь — Ирландия начала шестидесятых, с вечным противостоянием католиков и протестантов, с профсоюзным движением, со стрельбой по демонстрантам и, фактически, с вялотекущей гражданской войной, кажется, не добавляет роману драйва.
Это спокойное, грустное повествование, без крутых поворотов и приключений, но с глубоким вовлечением читателя в жизнь, в быт и в чувства героини.
Итак, мы наблюдаем за недавно овдовевшей женщиной, лет сорока пяти, с четырьмя детьми и множеством родственников и друзей семьи. мы чувствуем её боль и растерянность, желание спрятаться ото всех, и возросшее беспокойство за детей.
Люди пытаются утешать, но фактически же они вторгаются в личную жизнь Норы. Их утешения не работают — люди постоянно ставят её в положение вдовы, в котором она не обвыклась… Или ей так только кажется? Может быть, любое вторжение в её жизнь, с утешением, помощью, заботой, воспринимается ей болезненно, потому что просто она пока не научилась принимать поддержку и быть благодарной в своём новом, печальном статусе?
«Нора Вебстер» — это глубокое погружение во внутренний мир переживающей горе женщины, и средствами описания этого внутреннего мира становятся не только её мысли, слова и поступки, но и покупки, её дом, её дети, друзья и родственники.
Описание горя не задавливает читателя, автор не играет на нём. Книга не мрачная, а скорее светлая, несущая не тоску, а грусть.
Переживая вместе с героиней её боль, со временем освобождаешься вместе с ней от боли. Любимые люди уходят, мир без них кажется холодным и неприветливым, и теоретическое понимание, что нужно отпустить прошлое и жить настоящим не работает само по себе.
И вот ещё что: статус вдовы не защищает Нору от новых неприятностей. Казалось бы, хватит уже, сколько можно, муж умер, но и с детьми проблемы, на работе конфликты, во взаимоотношениях с окружающими непонимание… Сколько неприятностей может сваливаться на одну голову, и сколько может вынести человек? Но иногда, оказывается, неприятности уравновешивают друг друга и помогают не замыкаться в своём горе, «выныривать», и продолжать жить. А кажущиеся навязчивыми сочувствие и забота окружающих и правда помогают не замыкаться в себе и что-то делать.
Бытовые подробности в книге очень важны. Покупка проигрывателя и пластинок, увлечения Норы музыкой, а фотографией — её детей, перестановки в доме и поездки. Всё это описано со вниманием не только к фактическим деталям, а скорее — с вниманием к эмоциональному отклику героини на покупку какой-то вещи, прослушивание музыки или пение. Так удивительно читать об интересе неспециалистов к классической музыке и пению, тогда как в конце пятидесятых и популярная танцевальная музыка была востребованна. Роль церкви в жизни нерелигиозных людей также вызывает интерес.
Мне, как верующему читателю видно отсутствие опоры у героини: она не справляется сама, церковь, в которой она могла бы найти поддержку — для неё лишь общественный институт, и ей остаётся только терпеть и ждать пока боль пройдёт сама, но боль проходит, стирая из жизни любимого человека, дорогие воспоминания о нём. И, кстати, происходит исцеление или нет — вопрос, на который всё-таки приходится ответить читателю.
В-общем, мне правда понравилось это специфическое чтение. Погрустите вместе с Норой и исцелитесь вместе с ней. И берегите близких, и себя для них.