Множество персонажей, среди которых нет главного. Нет положительного. Герои, которым начинаешь сопереживать, вдруг поражают какими-то чудовищными страстями и слабостями.
Совершенно неожиданно, ногами вперёд выводятся из игры «перспективные герои», наверно именно так в жизни и бывает.
Про сюжет расскажу тезисно: строительство урано-обогатительного комбината и строительство города при нём, в Советской Эстонии. Пятьдесят третий год. «Лесные братья» и заключённые, руководители комбината и простые работники. Диверсанты, вредители, следователи и сознательные граждане. Секс и насилие, которые перемалывают и замешивают их всех в какое-то странное тесто. Коммунистический культ и древние оккультные практики, гипноз и манипулирование. И ещё много советской мрачной действительности.
Написана книга былинным языком, патетическим, переходящим в поэтический, типа «мы принесли великие жертвы» но с вкраплениями мата, поскольку, всё-таки, зона и стройка.
Автор показывает противоборствующие стороны, их идеологию и ценности, становясь на сторону того, кого в данный момент описывает. Ценности выглядят абсолютными, порывы и жертвы оправданными, а гнев — праведным. Всё это очень органично.
Все грешны и несчастны, преступления и злоба каждого имеют свои причины и свою историю.
«Уран» это и реконструкция советской действительности, особый раздел которой это история ГУЛАГа. «Блатные» и «политические», «красные» и «чёрные» авторитеты, амнистия, «сучьи войны» и бунты, тюремные традиции и жаргон — показаны очень реалистично, они погружают меня как читателя в «холодное лето пятьдесят третьего».
Мне было интересно. Книга захватила моё внимание, увлкела. Она могла бы быть больше. Могли бы быть более объёмные, глубокие характеры, впрочем, книга рассказывает не о характерах, а о стране, для которой люди — фигуры на шахматной доске