«Развалили страну!» — эта привычная для постсоветского человека фраза вполне могла бы прозвучать из уст американца. К началу восьмидесятых годов сталелитейная промышленность США была развалена, а многие промышленные производства перенесены за рубеж. Города, существовавшие вокруг крупных предприятий стали нищать.
Значительную часть Среднего Запада и восточного побережья США, в котором с начала промышленной революции и до 1970-х годов были сосредоточены сталелитейное производство и другие отрасли американской тяжелой промышленности называют теперь «Ржавым поясом». Растёт наркомания, браконьерство и бандитизм. Впрочем, всё это — только фон произведения.
Мы увидим пустеющий промышленный город, с апокалиптическими картинами разрушенных предприятий, жизнь бродяги, тюремные группировки и жизнь полицейского, утомительные и безнадёжные взаимоотношения. И во всём этом так много подробностей, что прямо хочется сказать: если вы собираетесь начать бродяжническую жизнь, совершить убийство или выживать без гроша в кармане (и всё это в Америке девяностых, разумеется), то обязательно прочитайте этот роман, может пригодится…
Роман Филиппа Майера «Американская ржавчина» жесток как подростковая преступность, как тюремные нравы, как неразделённая любовь неблагополучных людей. В нём много мата и секса. Но роман не об этом. Катастрофа, разразившаяся в жизни одного человека, захватывает в себя множество близких людей, всех, до кого может дотянуться, всех, кто оказался настолько хорош, чтобы не сбежать. И эти люди порой проявляют чудеса героизма, чтобы не стать предателями того, кто им дорог. Вот об этом-то героизме книга. Без пафоса. С сомнениями и ругательствами.
Окончивший школу вундеркинд отправляется бродяжничать (ну или приехать к своей сестре и поступить в приличный университет, хотя нет, конечно бродяжничать) после нескольких лет заботы об отце-инвалиде. Пытается он вовлечь в бродячую жизнь и своего друга, «безбашенного», потенциального преступника, живущего в трейлере молодого футболиста. А мир вокруг настолько жесток и непредсказуем, что защитить не могут ни физическая сила спортсмена, ни украденные у отца 4000$ вундеркинда. Круги катастрофы — промышленной аварии, покалечившей отца «вундеркинда» расходятся, захватывая его мать, «безбашенного» друга, бродяг, случайно повстречавшихся им на пути, мать «безбашенного», любовника матери. Каждый не может защитить себя от внезапной внешней агрессии или от собственной ошибки, разве что попытаться выручить друга, ценой своего благополучия или, может быть, жизни…
Первые главы я читал, и думал: «зачем я это читаю?», но сюжет стремительно закрутился, стал не столько увлекательным, сколько «неотпускающим» и вопросов «зачем читать эту книгу?» не осталось. Это не «Один за всех и все за одного», здесь каждая попытка взять на себя чужую проблему вызывает поток новых проблем, нравственный выбор очень не прост, неоднозначен и даже не чёток: принятые решения разваливаются, терпение оканчивается, и мне, как читателю становится непонятно, с каким вариантом мне соглашаться — остаётся только в ужасе наблюдать за тем, как обстоятельства ломают героев книги. Чувствовать бессилие и отчаянье вместе с ними. Надеяться в безнадежной истории, и ждать окончания.
Вопрос, понравилась или не понравилась книга к ней не очень применим. Скорее могу признать, что погружение состоялось, книга впечатлила и заставила размышлять о ней после завершения чтения.