005. «Дом в котором» Мариам Петросян

Только не останавливайтесь на первой главе! Не знаю, что побудило меня возвратиться и читать дальше. Я не понимал, зачем мне это надо? Какие-то инвалиды в унылом интернате, какие-то странные клички у всех, включая директора, какие-то разборки в духе комсомольских собраний тридцатых годов. Что это?
Но книга приняла меня в себя как Дом, и я чувствовал себя частью стаи, и жил в Доме, и боялся выпуска, нехотя и с опаской выныривал в «наружность», тосковал, разгадывал намёки и воспринимал странности окружающих как что-то естественное. Как все в Доме. Учился у старших и уважал вожаков.
Да, Дом может учить. Прочитав роман уже не будешь прежним. Но никаких нотаций, а только непростая жизнь в стае, увиденная глазами «состайников».
Как-то встретился мне негодующий комментарий: «в этой книге инвалиды какие-то ненастоящие!» Да, не настоящие. Они придуманные. Это всё вообще не про инвалидов. Это про супергероев. В них что-то от нас. А в нас не хватает, причём остро не хватает чего-то, что есть у них. Не в каждом. У каждого что-то своё, какая-то странность, и потребность в чьей-то помощи, и у того кто может — желание помочь. Их странности и причуды становятся чертами характера, и как-то привыкаешь к тому что люди действительно такие разные, и самое ценное у каждого спрятано глубоко внутри.
Немножко скажу о чём книга, что происходит в Доме. Там живут и учатся инвалиды, самые разные, они распределены по группам, которые называют стаями. В стаях есть вожаки. Есть «Неразумные», есть неходящие — колясочники, один из главных героев — без рук, другой главный герой, и вообще, как иногда говорят, «хозяин Дома» — слепой. Но не попадайтесь «под горячую руку» слепому и безрукому… Хотя драк в Доме не мало, «Дом» не про драки. Итак, история начинается с того, как в результате «комсомольского собрания» из стаи фазанов был изгнан колясочник, отважившийся надеть на свои неходящие ноги ярко красные кроссовки. К тому же подросток курящий, что в фазаньей стае категорически не приветствуется. Как удастся прижиться «фазану» в другой стае, куда он сможет попасть, к бандерлогам, крысам, птицам, псам? Этот вопрос придётся решать первым, но следующий вопрос куда более захватывающий: что же это за игра, в которую играют все, включая директора? Кто знает или устанавливает все правила Дома? И почему большинство относится к игре настолько всерьёз? Уточню: «Дом в котором» это не боевик, и в каком-то смысле не приключенческий роман. Поэтому главное в нём – сильные, многогранные характеры, взаимоотношения, и вот ещё что: Воспитанники Дома сильно, неузнаваемо меняются со временем. Особое наслаждение при чтении книги — угадывание уже знакомых героев, изменившихся за несколько лет, когда два знакомых и полюбившихся персонажа вдруг соединяются в одного, пережившего трансформацию личности. Дальше остаётся наблюдать, как же это произошло с ним?
Ну ещё в романе параллельный мир, сверхспособности и, обладающий сознанием и властью (или, может быть, только властью?) Дом.
Книга мощно заряжена романтикой и сказочностью, ностальгией, какой-то сладкой тоской по чему-то, что сложно сформулировать. О чём же тоскуешь, читая «Дом»? Вроде о каком-то сказочном мире, о Лесе и чудесных способностях? Я – нет. Об этом, по крайней мере, не в первую очередь. А тоскуешь по каким-то глубоким и открытым взаимоотношениям с близкими людьми, когда возможно принимать друг друга с теми странностями, которые у вас есть, разделять друг с другом что-то общее, помогать друг другу. Иногда понимать больше чем сказано, иногда – высказывать больше чем требуется.
Итак, мы говорим о романе «Дом в котором»